Не так хорош дебит, как его малюют. Руководство по управлению задолженностями

BOOX

Стаж на ФС с 2012 года
Команда форума
Служба безопасности
Private Club
Регистрация
23/1/18
Сообщения
25.318
Репутация
11.175
Реакции
59.500
RUB
50
Логика обычного человека проста: кредит - плохо, дебет - хорошо. Иными словами, если я должен, то это не лучшее положение дел, а если мне должны, то это просто прекрасно.


Но в бизнесе ситуация иная. В первую очередь и то, и то - задолженность, относиться к которой нужно внимательно. Ведь даже ситуация, когда вашему бизнесу должны, может привести к тому, что уже вам не хватит оборотных средств и придется брать займ под угрозой кассового разрыва. Та-дааам!😱

webp


Итак, как держать денежные потоки под контролем. Для этой статьи мы разработали краткую инструкцию из пяти пунктов от: рекомендаций по управлению задолженностями до “выбивания” долгов.

webp


Дебиторская задолженность(ДЗ).
Это как мираж в пустыне. Ситуация, когда у вас на “горизонте” есть где-то деньги, но по факту их нет. Из схемы выше видно, что дебиторов у компании может быть очень много. Это значит, что ваши деньги могут зависнуть у разных контрагентов и в совокупности вы можете недосчитаться довольно кругленькой суммы.

Кредиторская задолженность(КЗ).
Это ваши обязательства перед контрагентами. Список кредиторов абсолютно такой же. Ведь в этой схеме должники и те, кому должны находятся по разные стороны. Вот и всё отличие.

Представим, что вы владелец компании, занимающейся производством эксклюзивных чайников с функцией голосового управления. Ваша компания получает заказ от ритейлера гаджетов "FuturTech", который заявляет: "мы возьмем 10 000 чайников, но заплатим через 60 дней после доставки". Вы чувствуете вкус успеха, но возникает дебиторская задолженность.

  • АНАЛИЗ

Чтобы дебиторка не потянула за собой негативный экономический эффект надо учиться анализировать задолженности. Для наглядности разложите все долги по полочкам.

Создайте реестр и разбейте должников:

По контрагентам: Чтобы видеть, кто ваши должники и сколько каждый из них должен, запросите в бухгалтерии оборотно-сальдовую ведомость. По каждому контрагенту также можно сделать доп. разбивку по накладным, актам и т.д.

По срокам: Это нужно что видеть какие долги просрочены и на сколько дней. Данные можно взять из специального отчёта

webp


Сделайте пометки по договорам: Какие условия оплаты прописаны в договорах? Есть ли штрафы за просрочку? Такой реестр можно завести и для кредита. Эти документы не для налоговой, поэтому свободная форма подходит. Получая предоплату от клиента или заказывая партию микрочипов для умных чайников у поставщика вы будете точно знать, когда и сколько вам нужно заплатить или получить.
  • ОБОРАЧИВАЕМОСТЬ дебиторской задолженности (ОДЗ) - это показатель времени, за которое долги (дебиторка) становятся нашими деньгами.
Чем меньше этот показатель, тем лучше. Формула расчёта не сложная:

ОДЗ = (Средняя ДЗ / Выручка) * интересующий период
Средняя ДЗ = (задолж. в начале периода + задолж. в конце периода) / 2

Пример (за 3 месяца):
В январе общий долг перед вами составлял 500 тыс. руб., а в марте уже 160 тыс. руб. При этом ваша выручка за 3 месяца - 600 тыс. рублей.
Получается, что средняя дебиторская задолженность в этот период: 330 тыс. рублей, а оборачиваемость чуть больше 50 дней.


СДЗ = (500+160) \ 2 = 330
ОДЗ = (330 000 / 600 000) * 92 = 50,6 дней

Итог: В среднем ваши клиенты оплачивают счета через 51 день. Это не критично (к тому же выше мы говорили, что "FuturTech" обещали оплату через 60 дней), но уже важно не расслабляться и стремиться сократить этот срок.

В идеальном мире, долги должны гаситься в течение месяца, но бизнес-реальность диктует свои условия. Ориентируйтесь на сроки, прописанные в договорах, и здраво оценивайте ситуацию. Например, для нашего производства умных чайников просрочка в 30 дней – не повод для паники, а задержка платежа на 60 дней уже требует активных действий(о них ниже). Просроченный долг на 90 и более дней – это тревожный сигнал, который может поставить под угрозу финансовую стабильность компании. Конечно, есть ниши, где долгосрочные долги (от года и больше) – нормальная практика. Это, например, судостроение, авиастроение, нефтегазовая промышленность и тд.

  • ПЛАНИРОВАНИЕ
Не пускайте дебиторку на самотёк! Спланируйте, какой уровень ДЗ приемлем для вашего бизнеса. Например, вы можете установить лимит на максимальную сумму дебиторки или на максимальный срок отсрочки платежа.

Пример: Вы решили, что максимальная сумма дебиторки не должна превышать 10% от вашей выручки. Если ваша выручка за год – 2,4 миллиона рублей, то максимальная сумма ДЗ – 240 тыс. рублей. В прошлом примере в декабре задолженность была в размере 160 руб. Получается вполне допустимый результат.

В этом пункте есть ещё пара полезных рычагов и, соответственно, советов. Например, вы можете разбить ответственность за долги по менеджерам и следить, как они работают с вопросами своевременной отгрузки и оплаты. Для этого, во-первых, надо разработать соответствующую систему мотивации, а во-вторых, при составлении реестра (возвращаемся к пункту 2) долги можно сгруппировать и по своим сотрудникам.

  • ПРОФИЛАКТИКА
  • Работайте с надёжными клиентами: Проверяйте их финансовое состояние, репутацию, историю платежей.
  • Чётко прописывайте условия оплаты в договорах: Сроки, штрафы, порядок разрешения споров.
  • Берите предоплату: Особенно при работе с новыми клиентами или при выполнении крупных заказов. Да, это превратится в вашу кредиторскую задолженность. Но ведь вы не собираетесь забывать, что пользуетесь чужими деньгами?
  • Дробите крупные заказы на этапы: И берите оплату за каждый этап.

  • ВЗЫСКАНИЕ
К сожалению, просроченные долги - не редкость, и они требуют активных действий. Некоторые из пунктов ниже, тоже можно отнести к профилактике, но всё же их цель – вытягивание ваших средств:
  1. Напоминание. «Кап-кап на нервы должника».
    Напоминайте о приближении срока оплаты. Если боитесь казаться навязчивыми аргументируйте свои напоминания. Например, если дебитор ссылается на зависимость от оплаты своих контрагентов, уточните сроки выполнения их обязательств.

  2. Привлечение внимания к счетам. Попробуйте добиться внимания главбуха компании должника. Пометьте письмо как важное, выделите в счёте дату оплаты, укажите контакты вашей бухгалтерии для решения вопросов

  3. Письма в госучреждения и организации: "Если репутация – дороже".
    Если вас игнорируют можно направить официальное письмо с копией документов, подтверждающих задолженность, в профессиональную ассоциацию или союз, где состоит должник. Также можно известить деловых партнёров, налоговую инспекцию и банк, где кредитуется контрагент.
    Важно: копию письма необходимо отправить должнику. Заодно он поймёт серьёзность вашего настроя.

  4. Рассрочка: «Шаг за шагом». Иногда клиенту сложно расстаться сразу с большой суммой, особенно если у него финансовые трудности. Предложите рассрочку платежа и составьте график с чёткими датами. Это точно выгоднее, чем длительные судебные тяжбы

  5. Чёрный список: "Больше не пиши мне". Если ваш партнёр заботится о своей деловой репутации, он сделает всё, чтобы не оказаться в соответствующем списке на специализированных интернет-ресурсах. Можно обратиться и в торгово-промышленную палату с ходатайством об исключении должника из реестра надёжных партнёров (если он там есть).

  6. Личная встреча: "Разговор по… долгам". Договоритесь о личной встрече с руководством и собственниками компании-должника. Пригласите на встречу своего юриста или специалиста по безопасности. Разъяснение последствий неуплаты долга профессионалом может положительно сказаться на ситуации.

  7. Продажа долга “Теперь ты не моя проблема”. ДЗ можно продать факторинговой компании. По сути такая компания кредитует поставщиков, выкупая краткосрочную дебиторскую задолженность, но берет за это свой процент. Ну и деньги с должника(уже свои) будет вытягивать сама.

  8. Обращение в суд: "Ну всё, доигрался".
    Если перечисленные методы не дали результата, придётся решать вопрос через суд. Это делается в 3 этапа:

    Претензия: Отправьте официальное письмо на имя гендиректора с требованием оплатить долг, составленное на фирменном бланке вашей компании. На этот этап отводится около 3 недель.

    Исковое заявление: Подготовьте все необходимые документы и доказательства долга. Все реквизиты для иска есть в 125 и 126 статьях АПК РФ. Заявление подаётся в арбитражный суд по местонахождению должника.
    Исполнительный лист: Это документ, который выдаётся судом в случае выигрыша дела. Он передаётся в службу судебных приставов для взыскания долга.

Не позволяйте долгам управлять вами, управляйте ими сами!



 
  • Теги
    дебиторская задолженность кредиторская задолженность
  • Сверху Снизу